Играйте на хомусе

       

Изменение звука


Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но это не значит, что возможности хомуса ограничены одной нотой. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной импровизации, становится настоящей музыкой.

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание обертонов. А хомусисту-импровизатору необходимо заранее знать, какой звук извлечёт хомус в следующий момент игры, т.е. довести до автоматизма технику изменения звука.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «о», при этом язык уходит назад, и ротовая полость максимально расширяется.

Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объёме.

Так, с помощью языка, можно менять высоту основного тона хомуса, т.к. при этом меняется лишь объём ротовой полости, являющейся резонатором звука. Но если использовать еще губы и органы глотки, голосовой аппарат, то можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные, дивные звуки.

Подражание жаворонку – широко распространённый приём еще с давних времён. Этот приём нравится всем хомусистам. Чтобы научиться этому приёму, нужно язык держать так, как будто выговариваешь «ый-ый-ый», и двигать им вперёд-назад в быстром темпе. Вначале надо научиться двигать языком во время одного удара. А потом, меняя ритм игры, силу звука, подражать пению жаворонка.

Подражание гусиному пению – также традиционный приём. При этом язык движется примерно так же, как и при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, т.е. язык исполнителя совершает сложное движение, когда сам язык двигается вперёд-назад, а его кончик движется вверх-вниз.


По тому, какой орган участвует в извлечении обертонов основного тона, то есть при получении двухголосия, можно делить звуки на следующие.

При дыхании носом возникают носовые звуки, точнее, если держать носовую полость как при дыхании носом. Во время обучения этому звуку лучше не двигать органами речи, голосовым аппаратом.

Если по-разному беззвучно двигать глоткой, то получаются глоточные

звуки. При этом необходимо задерживать дыхание и двигать закрытой глоткой.

Например, чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь как будто выговариваешь звук, промежуточный между «э» и «о», и после удара по язычку двигаешь языком, беззвучно выговаривая «кук-куук» и тогда, даже в разгар лютой зимы, в твоей комнате наяву закукукает вестник жаркого лета – кукушка.

Использование глотки помогает извлечению самых разных, приятных и невоспроизводимых на других инструментах звуков, но этот способ игры очень труден: и технически и физически.

Внезапная остановка языка или извлечение короткого звука – сложный, но необходимый приём.

Хомусист-импровизатор так же, как все музыканты, должен уметь пользоваться длинными, короткими, сильными и тихими звуками, паузами. Силу звука можно менять, открывая и закрывая губы, меняя силу удара по язычку.

Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путём обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.

При комбинировании этих приёмов – остановки и обхвате краями губ язычка во время вдыхания – получается совсем другой звук.

Если же тормозить губами язычок и бить по нему с обратной стороны, то получится звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется «табыгыр».

Остановка язычка губами – весьма сложный приём, так как можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуку дятла по сухостою, барабанной дроби и т.д.

Если играть, при этом удерживая хомус только губами, получится совсем другой короткий звук.

Удачно комбинируя эти основные приёмы изменения звука с приёмами дыхания, удара, можно обрадовать и удивить зрителей чудесной музыкой хомуса, убедить их, что хомус действительно говорящий инструмент.

Возможностей у хомуса – море, есть много и неизведанного. Хомусист, занимающийся постоянно и творчески, обязательно откроет новые приёмы и обогатит музыку хомуса новыми волшебными звуками и его обертонами.


Содержание раздела