ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА


Гласные - часть 2


Всякое напряжение, перехватывающее дыхание, изменяет высоту тона, внутренне присущую каждому гласному звуку. Обнаружить эту высоту можно лишь благодаря свободному голосу.

       Высота тона, заложенная при формировании гласного, вовсе не означает, что "и" не может быть сказано низким тоном, а "о" — высоким. Предпочтение определенной высоты при формировании гласного или влияние настроения, диктующего другую высоту, способствует выразительности голоса, привлекающего внимание собеседника.

       Попробуйте сказать слово "спи" так, словно говорите его ребенку: легко, умеренно высоко и напевно. В голосовом диапазоне есть место, где происходит свободное слияние звука "и" со средним-верхним резонансом голоса. "И" — единственный звук, образующийся при этом слиянии. А теперь произнесите слово "спи" так, будто гипнотическое действие, внушаемое этим словом, для эффективности должно питаться из глубины грудного резонатора. Прислушайтесь к низкочастотному грудному резонатору в гармонии с другой частотой, присущей гласному. В этом выражается естественное богатство и текстура речи. Легче всего услышать гармонические волны там, где высота гласного при произнесении и высота, присущая ему от природы, совпадают. Чтобы гармонии других гласных были услышаны так же определенно, необходим хороший тренинг слуха. Попробуйте сказать слово "ум" сначала медленно, сонно и низко. Затем повторите быстро и возбужденно. Высота, присущая "у", — низкая. Гармонические волны приходят с энергичностью речи, которая повышает голос. Работа здесь сводится к тому, чтобы помочь восприимчивым мышцам без напряжения подхватить двигательный импульс коры головного мозга, а затем оставить эти мышцы функционировать непроизвольно.

Критерием эффективности образования гласных звуков должна быть экономичность в затрате мышечных усилий. Без этого теряется мышечная способность к восприимчивости и, в свою очередь, та музыкальность, которая присуща природе гласных.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин